Технология изготовления болтов и гаек

Информационные материалы / Технология изготовления болтов и гаек

Обычный строительный винт в современном нам виде в средние века был диковинкой даже среди ремесленников и ученых, поэтому разговоры о его повсеместном использовании безосновательны. Одной из причин такого положения вещей не в последнюю очередь была примитивная и совершенно не эффективная технология его изготовления, совершенно не предполагающая более-менее значительных масштабов производства.

Мастер просто навивал на стержень полоску бумаги (а то и размечал резьбы на глазок), после чего допиливал ее напильником. Так же просто происходило изготовление гаек, а особенно такого востребованного ныне ее вид, как шестигранная гайка. Иногда даже ее роль играла обычная втулка со штифтами.

Прогресс существенно ускорился благодаря великому Леонардо да Винчи, предложившего (и изготовившего) не только первый копир, но и прообраз токарно-винторезного станка. К несчастью, макетов этих устройств, значительно опередивших свою эпоху, не сохранилось. Для своего времени это были передовые устройства с массой революционных технических нововведений: использование шестерен для изменения шага нарезного винта, жесткая фиксация резца вместо ручного удержания и постоянная скорость вращения. Но эти новинки, как и многие другие, были забыты и заново открыты уже в новейшее время русским ученым А.К. Нартовым.

Именно Нартов предложил новую технологию изготовление винта: на стержень аккуратно навивали проволоку необходимого сечения и спаивали со стрежнем, после чего в промежутки укладывали такую же проволоку (но уже менее плотно), свивали ее с стержнем и впивали на втулку – так получалась гайка. Резьбу же намечали с помощью самых простых метчиков, которые не столько резали, сколько давили. К томе же, в те времена никто и не помышлял о стандартизации, что выливалось в изрядную путаницы, а разброс шага и диаметра резьбы создавал, к тому же, большие трудности при проведении строительных работ: мастеру приходилось вручную допиливать нужный ему винт для замены износившегося.

Андрей Константинович Нартов, не по наслышке знакомый с таким положением вещей, в каком то смысле повторил «подвиг» Леонардо да Винчи: именно с его подачи была начата работа по стандартизации (завершенная полвека спустя Витвортом), был разработан токарный и токарно-винторезный станки (наследники которых с паровой тягой были предложены в 1797 году Генри Модслеем. А стандарты, предложенные Андреем Константиновичем, послужили основой для привычной нам метрической резьбы, имеющей 60-градусный угол и вершину, срезанную на 1/8 высоты, окончательная (и используемая ныне) редакция которых была принята 1898 году на специальном конгрессе в швейцарском городе Цюрих.

Можно утверждать, что именно с Нартова стала зарождаться эпоха современного европейского машиностроения.


Баннерная реклама
Поиск


Наши услуги

Информационные материалы